Меню

Участвуйте в развитии доброго искусства — голосуйте и комментируйте работы номинантов!

Художественная литература
6+
Год создания
1887
Добавить информацию о произведении

Иван Алексеевич Бунин - личность весьма неординарная и во многом перевернувшая ход развития всего литературного мира. Конечно, многие критики с свойственным им скептицизмом относятся к достижениям великого автора, однако отрицать его значимость во всей российской литературе просто невозможно.



Главная отличительная особенность всего творчества Ивана Алексеевича Бунина - это универсальность его произведений. Найти что-то близкое и родное могут представители самых разных классов и интересов, а его произведения захватят как опытных читателей, так и тех, кто вообще впервые в жизни взялся за изучение русской литературы.



Бунин писал абсолютно обо всем, что его окружало, и в большинстве случаев темы его произведений совпадали с разными периодами его жизни.



Писал Бунин стихи и для детей, например:




  • Матери

  • Первый снег

  • Розы

  • Детство

  • Осень листья краской метит... 

  • Листопад

  • В полях сухие стебли кукурузы

  • Осень

  • На проселке

  • После половодья

  • Пахарь

  • Туча растаяла. Влажным теплом

  • Не видно птиц. Покорно чахнет... 

  • Как дымкой даль полей закрыв на полчаса и др.





Предлагаем Вам ознакомиться с наиболее полпулярными стихотворениями для детей Ивана Бунина.



«Первый снег»



Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися 

Пред закатом небеса.



Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.



И сегодня над широкой 

Белой скатертью полей 

Мы простились с запоздалой 

Вереницею гусей.





«Розы»



Блистая, облака лепились 

В лазури пламенного дня. 

Две розы под окном раскрылись — 

Две чаши, полные огня.



В окно, в прохладный сумрак дома, 

Глядел зеленый знойный сад, 

И сена душная истома 

Струила сладкий аромат.



Порою, звучный и тяжелый, 

Высоко в небе грохотал 

Громовый гул… Но пели пчелы, 

Звенели мухи — день сиял.



Порою шумно пробегали 

Потоки ливней голубых… 

Но солнце и лазурь мигали 

В зеркально-зыбком блеске их —



И день сиял, и млели розы, 

Головки томные клоня, 

И улыбалися сквозь слезы 

Очами, полными огня.





«Детство»



Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом, 

И весело мне было поутру 

Бродить по этим солнечным палатам!



Повсюду блеск, повсюду яркий свет, 

Песок - как шелк... Прильну к сосне корявой 

И чувствую: мне только десять лет, 

А ствол - гигант, тяжелый, величавый.



Кора груба, морщиниста, красна, 

Но как тепла, как солнцем вся прогрета! 

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного лета.





Биография Ивана Бунина



Русский писатель, поэт и переводчик Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября в Воронеже. Будучи представителем обедневшей дворянской семьи, Бунин рано начал самостоятельную жизнь; в юношеские годы работал в газетах, канцеляриях, много странствовал. Первым из опубликованных произведений Бунина стало стихотворение «Над могилой С. Я. Надсона» (1887); первый стихотворный сборник вышел в свет в 1891 году в Орле. В 1903 году получил Пушкинскую премию за книгу «Листопад» и перевод «Песни о Гайавате»; в 1909 году был повторно удостоен этой награды за 3-й и 4-й тома Собрания сочинений. В 1909 году избран почетным академиком по разряду изящной словесности Императорской Санкт-Петербургской академии наук. В 1920 года эмигрировал во Францию. Автор романа «Жизнь Арсеньева», повестей «Суходол», «Деревня», «Митина любовь», рассказов «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Антоновские яблоки», дневниковых записей «Окаянные дни» и других произведений. В 1933 году Иван Бунин стал лауреатом Нобелевской премии по литературе за «строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». Скончался в 1953 году, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Произведения Бунина были неоднократно экранизированы. Образ писателя воплощён в фильме Алексея Учителя «Дневник его жены» (2000).





Поэзия в творчестве Ивана Бунина



Бунин, издавший несколько поэтических сборников и получивший за них две Пушкинские премии, долгое время имел в литературном сообществе репутацию старомодного пейзажиста. В годы его молодости русская поэзия искала новые формы для самовыражения, и приверженец классики Бунин выглядел консервативным на фоне Брюсова, принесшего в лирику «дыхание городских улиц», или раннего Блока с его неустроенными героями, внедряющимися в самую гущу жизни. Как писал в своей рецензии Максимилиан Волошин, откликнувшийся на бунинский сборник «Стихотворения» (1903—1906, издательство «Знание»), Иван Алексеевич оказался в стороне «от общего движения в области русского стиха». В то же время, по словам Волошина, с точки зрения живописи поэтические картины Бунина достигли «конечных точек совершенства».



В лирике молодого Бунина чувствуется влияние Якова Полнского, Аполлона Майкова, Алексея Жемчужникова и Афанасия Фета. Критик Константин Медведский при анализе произведений лауреатов Пушкинской премии за 1903 год привёл несколько цитат из бунинского сборника «Листопад», в которых обнаруживается «школа Фета», — речь, в частности, идёт о таких строчках: «Бушует полая вода, — / Шумит и глухо, и протяжно. / Грачей пролётные стада / Кричат и весело, и важно». Кроме того, современники Ивана Алексеевича связывали его поэтические зарисовки с пейзажами из прозаических произведений Тургенева и Чехова. В первых десятилетиях XX века критики желали Бунину быстрее избавиться от «перепевов» и выйти на самостоятельную дорогу в поэзии.



Основной темой в ранних стихах Бунина была природа с её временами года, «седым небом» и «лесами на дальних косогорах». Позже пришёл черёд философских размышлений, когда среди элементов пейзажа появились погосты и надгробия, а лирический герой обратился к космическим проблемам, начал искать ответы на вечные вопросы: «И меркнет тень, и двинулась луна, / В свой бледный свет, как в дым, погружена, / И кажется, вот-вот и я пойму / Незримое — идущее в дыму». Стихотворений о любви у Бунина немного, но интимные переживания его персонажей стали своеобразным прологом к прозаическим произведениям Ивана Алексеевича, написанным гораздо позже. К примеру, в его любовной лирике есть та чувственность, которая свойственна герою «Митиной любви» («Я к ней вошёл в полночный час. / Она спала — луна сияла»), а также печаль, проступающая в рассказе «Лёгкое дыхание» («Погост, часовенка над склепом, / Венки, лампадки, образа / И в раме, перевитой крепом, — / Большие ясные глаза»).

Развернуть описание Свернуть описание

Отзывы Добавить отзыв

По данной работе пока нет отзывов