Уроки воображения: доказательство "теоремы Сократа"
Уроки воображения: доказательство "теоремы Сократа"
Однажды на уроке воображения учитель разговаривал с детьми:
— Говорят, Платон сказал, мол, Сократ признавался в незнании Всего. Посмотрим на это с математической точки зрения.
Назовём его изречение «Я знаю, что ничего не знаю» теоремой и попробуем доказать.
Представьте, что вы + Земля = точка. Эта точка является координатой (на самом деле, пересечения множества плоскостей, но здесь условно примем за одну — используем простейшую геометрию) бесконечной плоскости под названием "Мир" (Мир в смысле Всё, Вселенная со всем своим наполнением, Бог, всяческие Разумы, в том числе, в общем, кому как нравится называть).
Сколько бы вы ни смотрели на точку, с какого бы расстояния вы это ни делали, вы всё равно будете видеть только точку, краёв плоскости вы не увидите.
А теперь представьте, что точка стала большой и превратилась в круг, с окружностью, которую уже имеет смысл вычислять (то есть можно прикинуть длину "на глазок"). А рядом с этим кругом, справа, появился ещё один, но раза в три больше.
Площадь каждого из этих кругов складывается из площади точки и площади, на которую она увеличилась. Так вот эта площадь есть совместные знания — ваши и Земли. Скажем так, познанный Человечеством кусочек плоскости.
А окружность фигуры (кстати, точка может прекратиться в любую фигуру), её контур есть наше (общечеловеческое ли, личностное ли) незнание.
Теперь сравним навскидку, окружность какого из кругов больше? Очевидно, того, у которого больше площадь, то есть больше познанного пространства плоскости под названием «Мир». Имея некоторые значения, мы можем вычислить, установить закономерность, зависимость длины окружности от площади круга. Мы видим, что чем больше наши знания, тем больше наше незнание.
Ч.Т.Д.
Теперь представьте, сколько знал Сократ, что пришёл к такому выводу.
Поэтому, если Человечество хочет стать на плоскости фигурой, а не точкой, ему целесообразно познавать, а не потреблять. Потребление не ведет к развитию. Потребление (в данном контексте) — сидеть и смотреть на точку (и ничего больше не делать).
Домашнее задание:
Подумать, каковым должно быть положение глядящего (наблюдателя) относительно точки, чтобы он смог увидеть "края" плоскости, на которой находится точка?
Дети ушли домой в раздумьях.