Участвуйте в развитии доброго искусства — голосуйте и комментируйте работы номинантов!
«Чайка» — это пьеса и о людях искусства, муках творчества, беспокойных, мятущихся молодых художниках и о самодовольстве старшего поколения, охраняющего завоеванные позиции. Это пьеса и о любви, о неразделенном чувстве, о взаимном непонимании людей и о жестокой неустроенности личных судеб. Наконец, это пьеса и о мучительных поисках истинного смысла жизни, общей идеи, цели существования, определенного мировоззрения, без которого жизнь — «сплошная маета, ужас». Пьеса развивается как полифоническое, многоголосное произведение, в котором перекрещиваются разные темы, сюжеты, судьбы, характеры. Все герои сосуществуют равноправно: нет судеб главных и побочных, то один, то другой герой выходит на первый план, чтобы затем уйти в тень. Символ чайки расшифровывается как мотив вечного тревожного полета, стимул движения, порыва вдаль. Хотя и эта пьеса названа автором «комедией», в ней мало веселого. Вся она проникнута томлением духа, тревогами взаимного непонимания, неразделенного чувства и всеобщей неудовлетворенностью.
Пьеса написана в 1895–1896 годах. Впервые опубликована в 1896 году в журнале «Русская мысль».
Первая постановка осуществлена в октябре 1896 года на сцене петербургского Александринского театра.