Отрывки из романа
Отрывки из романа
Отрывки из романа
"...Курганов молча взял её руку и поцеловал. В глазах женщины метнулось что-то похожее на испуг, рука дёрнулась, но осталась лежать в его ладони.
- Вам будет тяжело.
- Вам тоже.
- Я мужчина. Это - моя борьба и моя война.
- И моя тоже.
- Неверно. Вы женщина. Вы появляетесь в этот мир не для борьбы и войны, а для жизни. Только благодаря Вам рождаются мужчины.
- Для чего?
- Чтобы умирать. Умирать, чтобы жили старики, женщины и дети.
- Вам нравиться Гёте?
- Он один из тех поэтов, которых я перечитываю достаточно часто.
- "Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идёт на бой".
- Это - "Фауст".
- Да. Так вот. Я тоже хочу жить свободной в свободной стране.
Курганов первый раз за всё время разговора пристально посмотрел на стоящую перед ним женщину. У неё были красивые глаза редкого зеленоватого оттенка, белая кожа и маленький рот с упрямым изгибом губ. Он бросил беглый взгляд на её фигуру, по-мужски оценив все её достоинства. Их взгляды встретились. Оба молчали. Долго. Обоим стало казаться, что это молчание никогда не кончится.
- О чём ты сейчас подумал? - она первая его нарушила, неожиданно перейдя на ты.
Курганов исключал любую фамильярность в отношениях между незнакомыми людьми, тем более, с женщинами. Однако, здесь он решил сделать исключение.
- Тебя интересует искренний ответ или политкорректный?
- Искренний.
- Такая баба и не моя!
- Я так и поняла, - она повернулась и направилась к выходу. Женщины так уходят, когда очень хотят, чтобы их остановили..."
"...Ты на что, дед, приобрёл эти 10-ти комнатные 2-х этажные хоромы посреди Москвы? На зарплату начальника отдела Госснаба СССР или на теперешнюю персональную пенсию? А ещё - особняк в Подмосковье с земельным участком величиной с футбольное поле? Это только то, что я вижу и знаю. Конечно, ты не говорил мне прямо: воруй. Ты просто воровал. И тогда и сейчас. Тогда я был мал и не понимал. Сейчас я вырос и понимаю. Ты говоришь, что я - вор, ворую у своей мамы, у своей семьи и в собственном доме. Что это подлость. Предположим. Тогда кто ты, ворующий у своей страны и у своего народа?
Поэтому давай без обвинений и ярлыков. Не надо меня учить жить. Уже научили. Не бойся, борозды не испорчу, а вот колею поглубже вспашу. Хуже жить не буду. Буду жить лучше. Масштабы-то у вашего поколения не те были. Ухватили, что смогли при распаде государства и отщипываете по мелочёвке сейчас. А от твоей дочери не убудет. У неё этих цацек много. Свой долг я ей рано или поздно верну. Отыграюсь и верну. А вот ты свой - вряд ли. Даже если сам признаешь его...".
"...Я считаю, что в современном российском обществе практически единственным источником непродажных морально-этических норм является система семейных духовно-нравственных ценностей. Для меня - это, прежде всего, память об отце, о его жизни и смерти. О честной и бескорыстной работе его в годы войны на авиационном заводе. Он страну защищал, а после войны по кускам её собирал, и я
его сын эту страну разворовывать не дам.
В годы хрущёвского правления, будучи секретарём обкома, открыто выступил против нелепых и губительных решений ЦК, способных разрушить экономику страны. Оказался без работы, практически без средств к существованию. Познал одиночество, забвение, непонимание и умер после двух инфарктов.
Я - его сын и я не хочу и не буду созерцать со стороны и бездействовать, видя, как российская государственная власть оптом и в розницу продаёт Россию. И я не умру от инфаркта даже если останусь в одиночестве, непонятым и забытым..."
"...Отец постарел. Царёву это сразу бросилось в глаза. Стало больше седины на висках и морщин на лице.
— А где мама?
— В больнице.
— Что с ней?
— Давление.
Разговора не получалось. Андрей не знал, с чего начать. Отец молча смотрел на сына.
— Так значит жизнь удалась? Достойная и счастливая, — произнёс отец, прервав молчание и кивнув в сторону окна, за которым виднелась машина сына.
— Думаю, что удалась.
— Тогда объясни мне, сын, арифметику, с помощью которой, не проработав и двух лет после окончания института, молодой специалист может приобрести себе такой агрегат.
— Это не арифметика, отец, а бизнес и учет личных интересов.
— Тогда расскажи мне об этом бизнесе.
— Если кратко, опуская технологические детали и особенности, то я разработал способ экономии драгметаллов при производстве полупроводниковых приборов и от ежемесячной реализации излишков получаю свою долю.
— Был ли другой способ использования твоей разработки?
— Был. Например, написать рацпредложение, получить за него разовую премию и передать реализацию его государству.
— Значит, украл, точнее, ежемесячно крадёшь у государства. Воровство, как на мясокомбинате, но только интеллектуальное. Так ты, кажется, сказал о своих планах на будущее много лет назад?
— Не передёргивай, отец! Может ты не слышал о таком понятии как "интеллектуальная собственность"? Так вот это — моя интеллектуальная собственность, и я вправе распоряжаться ею по своему усмотрению.
— Слышал, сын, и знаю. Знаю также и то, что в нашей стране эта экономическая категория практически не используется. А знаешь ли, что то, чем занимаешься ты со своими подельниками называется незаконными валютными операциями?
— Я не занимаюсь продажей драгметаллов. Моя задача — обеспечить их излишки на складе. Реализацией есть кому заниматься.
— Значит, гребёшь жар чужими руками? При этом убеждён, что уголовный кодекс СССР до тебя не доберётся? Думаешь, что твои подельники не сдадут тебя, когда вашей деятельностью заинтересуется КГБ?
— Это не подельники. Наши отношения построены на доверии и взаимном интересе. И потом, разве это всё, что беспокоит тебя в моей жизни?
— И это тоже. Наши соседи с мясокомбината в период андроповских чисток сели на пятнадцать лет с конфискацией. Но не это главное для меня. Ты, видимо, считаешь, что в нашей жизни деньги решают всё. Ты не прав, сын! Далеко не всё! На деньги нельзя купить друзей, но можно купить подельников, взяв их в долю. Нельзя купить любовь женщины, номожно купить её тело. Нельзя купить уважение к себе, но можно обзавестись почётными званиями. Нельзя купить память о себе, но"бюст на родине героя" можно. Ценность нашей жизни, Андрей, не измеряется в денежных единицах!
— А в чём она измеряется, отец?
— В таких понятиях, как "честь":честь семьи, фамилии, рода. Чувство собственного достоинства. Профессиональная гордость. Верность данному слову, клятве, присяге.
— Хорошо. Вы с мамой живёте в соответствии с этими высоконравственными принципами. Всю жизнь вы добросовестно и профессионально трудитесь за зарплату, которую вам платит государство. Почему же тогда на эту зарплату за такой труд за всю жизнь вы не заработали на собственное жильё, а ваша так называемая "дача" — это старый деревенский дом твоих родителей?!
— Ты говоришь "ваша". Такое впечатление, что ты разделяешь себя и нас. Есть "ты", а есть "мы" — твоя семья?
— Не цепляйся к словам, отец! Не я — жизнь разделяет! Ты учишь детей в школе жить по законам чести, совести и правды, а заработная плата должна быть честно заработана? Так? Ты считаешь, что большинство людей именно так думают и живут? Ты действительно уверен в этом и реальность нашей жизни тебя не смущает? Тогда почему полки наших магазинов пусты, а самые необходимые продукты питания стали дефицитом и продаются по карточкам?
— Ну и почему же, сын?
— Или большинство наших людей не придерживаются этих принципов в своей повседневной жизни, или они, эти люди, не влияют на эту нашу повседневную жизнь.
— Это страшная логика, сын!
— Оставим логику в покое. Это значит, — Андрей уже не мог, да и не хотел остановиться, — что наше общество живёт по другим нравственным нормам и критериям. Тогда на что ты потратил всю жизнь, исповедуя эти нравственные приоритеты, если даже своего собственного сына не можешь убедить в своей правоте?!
Царёв посмотрел на отца и пожалел о только что сказанных словах. Тот молча смотрел на сына. В его глазах были боль и страдание. Андрею казалось, что это молчание никогда не кончится. Наконец отец заговорил:
— Это — не мои нравственные приоритеты, а вечные человеческие ценности. Во все времена люди ставили верность этим ценностям выше собственной жизни. Ради них шли на костёр и на расстрел. Честь дороже жизни! Жизнь не измеряется ни прожитыми годами, ни высотой должностных кресел, ни суммами на банковских счетах. Ценность нашей жизни измеряется тем, что мы оставляем людям. Может быть, только благодаря этим вечным ценностям человечество и живёт до сих пор. И мы с тобой тоже.
— Это — фанатизм, отец! Это - исступлённая вера в теоретические построения, не имеющие ничего общего с реальной жизнью. Всё это рано или поздно вступит в противоречие с действительностью. И это внутреннее противоречие поселится в твоей душе и в твоём сердце. И с этим противоречием ты вынужден будешь жить, если сможешь.
— Никогда не было и не будет у меня никаких подобных противоречий и душевных переживаний.
— Хорошо! Сейчас мы это проверим. Здесь продукты, которые я привёз для тебя и мамы. Особенно они ей нужны сейчас, когда она в больнице. Питание, как ты сам знаешь, там никакое. Ничего этого в ваших магазинах нет. Ни за какие деньги. Более того, и в наших-то областных магазинах в свободной продаже их тоже нет. Только через "спецприлавки", заднюю дверь и"телефонное" право. Но даже в этих условиях при моей официальной зарплате я не смог бы всё это оплатить. Однако содействие моих, как ты выражаешься,"подельников" сделало это возможным. Итак, это то, что очень нужно твоей жене для её выздоровления, а может быть, и для жизни. В тоже время всё это приобретено способами, противоречащими твоим жизненным принципам. Какое решение при...?
Андрей взглянул на отца и слова застряли у него в горле. Лицо Царёва - старшего как будто окаменело и стало похоже на маску.
— Уходи, — сказал он.
— Папа!
— Уходи! Свой путь в жизни ты выбрал. Дальше она сама будет учить тебя. Не упади!..."
От автора.
Мы живём в стране символической демократии. Формально в ней существуют все демократические институты власти, управления и гражданского общества:
-необходимые в любом демократическом государстве, законодательные, исполнительные и судебные власти.
-региональные органы управления.
-многопартийная, политическая система.
-законодательная и нормативная база, определяющая порядок избрания, назначения и освобождения должностных лиц всех уровней.
-оформленные в виде соответствующих правовых норм, свободы слова, печати, информации, собраний, митингов и демонстраций.
-многочисленные надзорные и контролирующие общественные и государственные структуры, призванные обеспечить соблюдение справедливости, законности и интересов различных групп граждан.
-законодательно закреплённые права граждан создавать различные союзы, общества, организации и объединения для обеспечения своего творческого, профессионального и духовного развития.
Фактически же, все эти обязательные атрибуты демократического государства и общества являются у нас всего лишь символами, не имеющими ничего общего с реальной действительностью. Все эти символы в России как на шампур нанизаны на вертикаль президентской власти.
Наша Государственная Дума одобрит и примет любой нормативный акт, используя очень демократическую процедуру голосования, благодаря абсолютному большинству депутатов от правящей (президентской) партии.
Наш Совет Федерации проголосует "за" любую инициативу исполнительной власти, потому что каждый из сенаторов - сам исполнительная власть, назначаемая и зависимая.
В нашей многопартийной системе оппозиционные партии надёжно вмонтированы в вертикаль власти и никакой реальной оппозиции правящей партии составить не могут по определению.
Наша избирательная система сформирована таким образом, что необходимый результат любой выборной компании на любом уровне гарантирован при любых обстоятельствах.
Все наши свободы- это свободы "по согласованию" и" разрешению".
Создание подобной символической демократии невозможно без формирования соответствующей системы общественных морально-нравственных ценностей. И такая система ценностей была создана. В ней такие понятия как честь, чувство собственного достоинства, благородство, честность, порядочность, профессиональная гордость были искажены и изуродованы.
В созданной системе общественных морально-нравственных ценностей все они стали товаром, предметом купли-продажи. Потребность на этом "рынке услуг" определяется потребностями представителей властной вертикали в сохранении своего социального и политического статуса, в укреплении и преумножении своего финансового и материального благосостояния, в защите своих личных и корпоративных интересов.
Цена этого "товара" колеблется в очень широких пределах. Это - должности (назначение или освобождение), ученые степени и звания (присвоение или лишение), социальное положение (карьерный рост или тюрьма) и т.д.
"Надо" - и суд выносит "нужное" решение в нужный момент времени. "Надо" - и Парламентом принимается любой законодательный акт, признанный целесообразным независимо от его содержания. "Надо" - и огромные бюджетные средства тратятся на помпезные мероприятия в условиях жесточайшего дефицита финансовых средств на социально-экономические нужды населения.
Подобная система, в которой люди продают свою духовность и нравственность, способна воспроизводить только такие продажные ценности. Все остальное отторгается и исключается из процессов реального влияния на жизнь и развитие общества и страны.
В этих условиях практически единственным источником непродажных морально - этических норм становится система семейных духовно-нравственных ценностей.
Испытывая сильнейшее воздействие внешней среды, система семейных ценностей, тем не менее, существует и развивается. Она опирается при этом на генетическую память поколений, на такие понятия как совесть, честь семьи, фамилии, рода, профессиональную преемственность и гордость. Верность этим ценностям проявляется в искренности и благородстве помыслов участников "Бессмертного полка", в добровольных отставках офицеров, не желающих поганить честь своего мундира принадлежностью к коррумпированным структурам власти и управления; в поступках тех, кто с риском для жизни говорит и защищает правду.
Это противоречие между семейными и общественными ценностями является в настоящее время основным противоречием развития страны. От итогов разрешения этого противоречия зависит судьба каждого и всех нас. И каждый вынужден делать свой выбор. И каждый будет проживать ту жизнь, которую он выбрал сам. И только он будет в ответе за этот выбор и его последствия.
Такую жизнь проживают и герои моего романа.
Валерий Фатеев
Об авторе романа "Выбор"
Автор книги, которую ты, читатель, держишь в своих руках - наш современник. Время становления научной, профессиональной и политической зрелости Валерия Фатеева пришлось на один из самых тяжёлых периодов в жизни Родины: распад СССР, разрушение экономики, кризис системы управления и формирование в стране федеральной ОПГ под названием: "Государственная власть России".
Физик и экономист, кандидат наук и член Международного союза экономистов он прошёл в СССР путь от рядового инженера до директора предприятия. Это были годы не только его профессионального роста, но и временем всестороннего анализа и осмысления сложных социально- экономических процессов, происходящих тогда в российском обществе.
Учёный-экономист, человек с научным мышлением и большим опытом работы в промышленности Валерий Фатеев на практике неоднократно убеждался в том, что коррупция способна задушить любое экономически эффективное решение и любую творческую инициативу. Невозможно профессионально выполнять свои служебные обязанности в любой системе управления, если она поражена коррупцией.
Плохо работать Фатеев не мог и не хотел. Вписываться в те или иные коррупционные схемы противоречило его представлениям о чести и собственном достоинстве. Он не остался пассивным наблюдателем и не ушёл из власти. Фатеев остался в ней, не принял её "правила игры" и посвятил многие годы борьбе за чистоту государственной власти . Он был губернатором, заместителем министра экономики России, сенатором, заместителем председателя Госкомимущества России, первым вице-премьером правительства Ингушетии.
На всех уровнях власти он защищал интересы России. У него были сторонники и противники. Среди и тех и других были и его руководители и его подчинённые. За свою жизненную и профессиональную позицию он платил и платит очень высокую цену: уголовные преследования, шантаж, угрозы, плен и предательство, гибель соратников и драматические эпизоды жизни близких ему людей.
По возвращению с Северного Кавказа Фатеев работает на ряде оборонных предприятий страны. Кончались "тучные нулевые". Пирамида коррупции государственной власти России за период с "лихих девяностых" трансформировалась в "вертикаль президентской власти",а метастазы коррупции глубоко проникли в российское общество.
В этих условиях возникла настоятельная необходимость рассказать российскому обществу как формировалась федеральная ОПГ "Государственная власть России". Какими методами и средствами пользовались её создатели для достижения своих целей. Как далеко готовы пойти участники этой ОПГ сейчас при защите своих личных интересов. Так возник замысел этой книги. Для Валерия Фатеева написание этого романа - продолжение его борьбы за чистоту Российской власти и дань уважения своим сторонникам и соратникам в этой борьбе за честную Россию.
Автор романа живёт и работает в Москве. Валерий Петрович Фатеев искренен в своих суждениях и достоин уважения. Он любит Родину и убеждён, что её будущее зависит от нас. Жизнь продолжается, а это значит, что всё ещё можно исправить. В какой стране нам жить зависит от выбора каждого. Свой выбор Фатеев уже сделал.
Мажар Лариса Юрьевна,
доктор географических наук,
член Учёного совета Русского
географического общества.
Рецензия на роман В.Фатеева "Выбор"
В современном российском обществе сформировалось устойчивое мнение о коррупции как о неотъемлемом элементе нашей жизни. С лёгкой руки писателей и сценаристов, политиков и журналистов коррупция предстаёт неизбежным атрибутом любой государственной власти и управления. Причину подобной обречённости авторы видят в психологии человека, в его постоянной готовности присвоить чужое, украсть, обогатиться за счёт других. Роман В. Фатеева «Выбор» — единственное на сегодня художественное произведение в отечественной литературе, которое опровергает это расхожее мнение. В романе впервые даётся подробный анализ формирования и становления в «лихие 90-е» коррумпированной системы государственной власти в России. Убедительно показано как эта власть разрушает морально — нравственные ценности общества, делая их предметом купли — продажи. Таким образом, по мнению автора, причина коррупции кроется не в «воровской генетике» человека, а в наличии или в отсутствии у него таких качеств как честь, совесть, чувство собственного достоинства. Решающим же фактором их формирования является воспитание, система семейных ценностей, духовные и этические жизненные принципы. С этой точкой зрения трудно не согласиться. Как говорит один из героев романа: «Мой отец страну защищал, после войны по кускам её собирал, и я, его сын, эту страну разворовывать не дам». На конкретных примерах деятельности коррумпированных структур управления показано, что они всегда защищают только свои корыстные интересы и никогда — интересы общества. Все эти структуры объединены в единую пирамиду государственной власти России — «пирамиду коррупции всея Руси». Ждать от коррумпированной власти реального улучшения жизни населения страны, как минимум, глупо. Этот вывод, сделанный в романе в начальный период формирования системы управления полностью подтверждается практикой нашей сегодняшней жизни. В настоящее время пирамида коррупции всея Руси «благополучно» трансформировалась в вертикаль президентской власти, а коррупция стала её несущей конструкцией. Этот вывод, сделанный в романе и подтверждённый самой жизнью — несомненная заслуга автора в анализе коррупции как социального явления нашей действительности. Коррупция — профессиональная болезнь власти. Именно так, развивая идеи Макиавелли, определяет коррупцию сам автор. Особое место в борьбе с этой болезнью отводится в романе первому руководителю. На любом уровне управления любая организационная структура власти может быть очищена от коррупции, если не коррумпирован её руководитель. Этот вывод В. Фатеева кажется на первый взгляд наивным благопожеланием. Долго ли продержится такой «островок честности и порядочности» в коррумпированной системе власти огромной страны? Но это только «на первый взгляд». Ведь чем выше уровень управления, тем больше «островок» и тем слабее давление коррумпированной среды. Это значит, что автор прав. Свободный от коррупции руководитель любого федерального органа власти (вплоть до президента) способен очистить от коррупции свою властную вертикаль.
Для этого ему потребуется воля, профессиональные знания и личное мужество. Пусть пока эта правота автора романа кажется теоретической. Но в неё хочется верить и за неё хочется бороться. Проведённый в романе подробный и всесторонний анализ коррупции в органах власти и в обществе убедительно показывает неспособность государственной власти России к внутреннему оздоровлению и самоочищению. Точка невозврата пройдена. Современная государственная власть России безнравственна, аморальна и другой уже не будет. Российское общество находится в глубоком духовно — нравственном кризисе. Итоги развития и разрешения этого кризиса определят и судьбу страны, и её теперешней власти. К такому выводу можно придти по прочтению романа В. Фатеева «Выбор». Оценивая художественные особенности романа, необходимо прежде всего отметить ощущение достоверности изложения. Состояние государственной власти России, коррупция её организационных структур анализируется и оценивается в романе не извне, а изнутри власти. Федеральные чиновники достаточно высокого ранга не принимают коррупционные правила поведения и не подают в отставку в знак протеста и несогласия. Они честно и добросовестно выполняют свои служебные обязанности, мужественно ведя неравную борьбу с коррумпированным окружением за чистоту российской власти. Состояние с коррупцией анализируется последовательно на всех уровнях пирамиды власти вплоть до её вершины (генеральная прокуратура, высший арбитражный суд, правительство, администрация президента, совет федерации). Читатель получает возможность оценить весь масштаб и глубину коррумпированности государственной власти России. Несомненным достоинством романа является использование большого объёма документального материала (факты массового хищения военного имущества, ограбление федерального бюджета, использование государственных зданий в личных целях и т.д.), прямое или косвенное участие в событиях, описанных в романе действующих на тот период политиков, чиновников, представителей творческой интеллигенции (Бунич, Быков, Щербаков, Аушев, Дудаев, Шумейко, федеральные министры:Ефимов, Безлепкина, Грызунов и другие). Это позволяет читателю убедиться в реальности сюжета и правоте действий героев романа. Язык и стиль изложения в целом грамотный и правильный, богатый, разнообразный. В романе есть место игре слов, тонкой иронии, ёмким метафорам. Граница между отрицательными и положительными персонажами проведена достаточно резко, явственно чувствуется непримиримость конфликта, невозможность его «мягкого», «компромиссного», половинчатого разрешения. Сюжет, не в последнюю очередь благодаря такой структуре занимателен. В романе есть яркие, красноречивые сцены, такие, как совещание у вице-премьера, эпизод в суде, образ и поведение Тамары.встреча Курганова с генералом Кречетовым и ряд других. Особое место в романе отводится драматическим событиям в семьях Курганова и Царёва. Личная трагедия Курганова — старшего и полное взаимопонимание с сыном резко контрастирует с уверенной жизненной позицией Царёва — отца и трагическим разрывом его духовно — нравственных связей с сыном. Подобный подход к проблеме «отцов и детей» в романе вполне оправдан.Ведь в современных российских условиях, как справедливо считает сам автор, «система семейных ценностей становится практически единственным источником непродажных морально-этических норм поведения человека в обществе и в любой сфере деятельности».
Роман в целом оставляет благоприятное впечатление. Однако временами длинные предложения и объёмные абзацы несколько осложняют понимание текста. В повествовании довольно много диалогов. В них читатель знакомится с размышлениями, взглядами, убеждения героев, но проникнуть в их внутренний мир, понять их характеры, симпатии и антипатии уже значительно труднее. Учитывая всё вышеизложенное книга заслуживает высокой оценки и, вероятно, будет хорошо принята читателями. В дальнейшем, в работе над второй и третьей частью трилогии высказанные замечания имеет смысл учесть. В частности, добавление деталей и, возможно, сцен, характеризующих персонажей психологически, сделает их образы, и всё произведение в целом более выразительным.
Савин Анатолий Егорович, поэт.
Член Союза писателей России.
Кандидат медицинских наук