Произведение "Уйти. Остаться. Жить"
Произведение "Уйти. Остаться. Жить"
Проект «Они ушли. Они остались» с 2012 года ежегодно проводится на различных московских площадках и в разных городах России. Он посвящен памяти поэтов, ушедших молодыми в конце XX и начале XXI века. Нынешнее издание (М.: ЛитГост, 2019), включило более 30 подборок авторов, окончивших земной путь в 1970-е и 1980-е годы (от Леонида Губанова до Александра Башлачёва, от Евгения Харитонова до Геннадия Шпаликова и Николая Рубцова), и послесловий к ним. Как уверяют составители, «погружение в доперестроечный и перестроечный контекст сравнимо с археологическими раскопками: гораздо меньше родственников, оставшихся в живых, мало информации — часто приходится набирать тексты от руки со страниц никем не востребованного сборника, лежащего в Ленинской библиотеке». В редколлегию издания вошли поэт, критик, литературтрегер Борис Кутенков; поэт, культуртрегер, куратор литературного клуба «Стихотворный Бегемот» Николай Милешкин; поэт, редактор еженедельного приложения к «Независимой газете» «НГ-Ex Libris» Елена Семёнова.
_________ Финансовые реквизиты для поддержки наших будущих проектов: Номер карты 4276380154541382 Счёт получателя 40817810738046160333 Сбербанк, Кутенков Борис Олегович _________
Борис Кутенков: "Идея покоилась на двух китах: эстетизация смерти и обостренное чувство культуртрегерской совести. Прекрасно помню этот момент: август 2012-го, памятник Достоевскому у Российской государственной библиотеки… В ожидании подруги читаю интервью Ивана Волкова, опубликованное в «Новой реальности». «Хочу вспомнить Леню Шевченко, прекрасного, яркого поэта, погибшего в 2002 году. <…> Через десять лет после смерти о нем практически забыли. <…> Что касается твоего культуртрегерства: у тебя нет планов сделать какие-нибудь памятные мероприятия, посвященные Шевченко, тем более в этом году ему исполнилось бы 40 лет?» – спрашивает поэт и редактор Александр Переверзин. Ответ: «Где сделать? В Костроме? Это несерьезно…» Стало яснее ясного, что поговорить о тех, кто не может – по грустным обстоятельствам – принести стихи в редакцию, заявить о себе иным образом, куда более серьезно, чем иные культурные акции. Вернувшись домой после летнего отпуска, я предложил идею трехдневного мероприятия Ирине Медведевой, матери прекрасного поэта Ильи Тюрина, ушедшего в 19 лет, не сомневаясь, что она окажется ей биографически близка. 6 сентября выложил на сайте Живого Журнала пост об идее трехдневного «фестиваля» (впоследствии было решено отказаться от этого «праздничного» слова), с тревогой ожидая, как отнесутся к затее коллеги по перу. Ответом был поток одобряющих комментариев от знакомцев и незнакомцев, профессионалов и непрофессионалов, разными словами говорящих одно: «Затея нужная. Действуйте». Выбранный нами период – 1990-е и 2000-е, к которым с какой-то грустной естественностью хода времени «присоединились» 2010-е, – можно обозначить как период безвременья, оторванности читателя от поэзии, поэтому охватить его показалось наиболее важным.
Ирина Медведева, соорганизатор Первых Литературных Чтений "Они ушли. Они остались": Мотивом стала память. И что еще может быть важнее для всех нас? Мы помним – нас помнят. А здесь еще и внутрицеховое сработало: все, кого мы вспоминаем (а значит, возвращаем из небытия), были поэтами, и они были молоды, когда ушли: в конце прошлого – начале нынешнего века. Конечно, все они уходили из жизни по-разному: кого-то увела болезнь, кого-то несчастный случай, а кого-то и эта наша жизнь: поэты раньше других и острее чувствуют надрыв в обществе, а он, несомненно, есть в переломное время..."