"Донецкая Вратарница" вновь завоевала приз.
"Донецкая Вратарница" вновь завоевала приз.
Донецкая Вратарница
Фильм о монастыре, подвергшемся бомбежкам на Донбассе, получил приз самарского кинофестиваля «Соль земли».
Каждый год в канун праздника Чуда Михаила Архангела в Хонех, отмечаемого 19 сентября, в Самаре проходит Всероссийский фестиваль документальных фильмов «Соль земли». Праздник кино, которым можно по праву считать самарский фестиваль, в этом году состоялся уже в двенадцатый раз. И каждый год лучшие кинодокументалисты страны увозят с собой из Самары статуэтку с изображением Архангела Михаила. Эта награда придает фестивалю особенное, духовное измерение. Ведь что там ни говори, а в холодные и недостойные руки награда фестиваля с образом грозного Воеводы Небесных сил, конечно же, не пойдет. Вот и в этот раз жюри фестиваля отметило призами сразу несколько фильмов Православной тематики. Специальный приз от Дирекции фестиваля был присужден фильму «Отец Никон» липецкого режиссера Геннадия Никитина. Эта лента рассказывает о судьбе Митрополита Липецкого и Задонского Никона, недавно ушедшего на покой. Это очень светлая по тональности кинокартина дает зрителям образ доброго пастыря, который привел многих людей ко Христу.
![]() Режиссер Наталья Батраева с наградой фестиваля «Соль земли». |
В номинации «За подлинных героев наших дней» приз фестиваля получил фильм «Наши с Вятки» московского режиссера Ирины Звездочетовой. Кинолента рассказывает о судьбе священника Леонида из вятской глубинки. Батюшка пишет стихи, поет песни, чуть ли не до зимы ходит босиком по родной земле и живет в согласии со своей душой…
А в номинации «Русский собор» приз фестиваля получил фильм краснодарского режиссера Наталии Батраевой «Донецкая Вратарница». Об этом фильме и о его создательнице я и хочу рассказать.
Всякий раз, собираясь на фестиваль «Соль земли», не знаю, для кого именно туда направляюсь. С кем доведется познакомиться, у кого представится случай брать интервью? Потому что фестиваль - это еще и неожиданность. Нечаянная радость! Такой вот приятной неожиданностью стал для меня фильм «Донецкая Вратарница». Это первая лента режиссера Наталии Афанасьевны Батраевой, и сразу такой большой успех! Ее фильм уже получил награды сразу нескольких престижных кинофестивалей. Фильм показывали в Сербии и в Германии, в прифронтовом Донецке, где и снималась эта кинолента. И в Самаре представляла картину сама режиссер, приехавшая из Краснодара. Она в чем-то похожа на героев своей киноленты (наверное, так и должно быть): смелая, молодая, талантливая, красивая. Такими же вот оказались и ее героини: игумения Михаила и послушница Юлия из разбомбленного донецкого Свято-Иверского монастыря, находящегося рядом с аэропортом, где шли наиболее ожесточенные бои.
…Сюжет ленты незамысловат. Монахини сажали капусту на огороде, когда в Донецке вдруг началась война... Игумения Михаила и Юлия внезапно оказались в эпицентре боев в своем монастыре. Женщины в полной мере разделили судьбу обители, хотя имели возможность уехать в любой момент. Героини ленты рассказывают о своей жизни под обстрелами, о том, что приходило на смену страху и непониманию… Оказывается, война может быть самым глубоким - наиболее полным и осмысленным - временем человеческой жизни. Если только всё происходящее соотносить с Божьей волей и искать у Него помощи в тяжелейших испытаниях.
Перед показом кино Наталья Батраева говорила самарским зрителям о том, что очень важно донести такую вот правдивую киноленту до современных европейцев. Ведь там массированной и умелой пропагандой лепится из России и русских «образ врага», и достучаться до европейского сознания теперь уже далеко не просто. Но если этого не сделать, там будут опять и опять поднимать тему санкций, черное называть белым и оправдывать любые свои действия по отношению к нашей стране удобными и уже ставшими привычными надуманными стереотипами. Вот почему в Берлине вызвала такой шок ее лента… Ведь оказалось, что ведут себя как агрессоры вовсе не ополченцы, защитники Донецка. А как раз те с украинской стороны, кто поливал монастырь огненным свинцом из пушек и «градов»…
В ленте с поразительной четкостью и ясностью линий запечатлены образы современных русских праведниц, тихих молитвенниц, волею судеб вдруг оказавшихся на передовой. Их такие живые, светлые и в чем-то даже уже и иконные лики западают в сознание зрителя, живут в нем и дальше, хотя рассказавшая о них кинолента уже давно закончилась… Это, можно сказать, лики современного русского Православия. И до чего же они прекрасны!
- Когда беседовала с монахинями, не видела и не понимала, каким необъяснимым обаянием обладают эти люди, какой почти что уже неземной красотой одухотворены их лица. Вроде бы обычные женщины, обычные слова говорят… Но это что-то не то с моим хрусталиком глаза, - рассказывает режиссер. - А вот кинокамера оказалась более объективной! Когда просматривала отснятый материал, была потрясена: какие же они, оказывается, удивительные! Какие живые у них глаза, сколько в них светится веры и любви… Поразительно, что монахини, обычно закрытые для таких вот - на кинокамеру - задушевных разговоров, вдруг открылись, впустили зрителя в свой внутренний мир… Это я считаю настоящим чудом Божиим. А еще - доверием лично мне. За три года съемок я сумела это доверие завоевать. …А главным кадром, проходящим лейтмотивом через весь фильм, стала икона Иверской Божией Матери, «прошитая» пулями… Это как символ происходящего сегодня на окровавленном Донбассе…
![]() Героини фильма игумения Михаила и послушница Юлия. |
Зал ответил овацией на показ киноленты! А уже после сеанса мне довелось поговорить с Натальей Батраевой о ее фильме и о ней самой.
- Этот фильм, да, у меня первый. Но я давно уже занимаюсь документалистикой. Меня интересует человек в экстремальной ситуации, например, когда он внезапно оказывается на войне. Или вот как у нас на Кубани было наводнение в Крымске в 2012 году. Когда ночью жилье у многих жителей этого города стало заполняться водой… Представляете: проснулись - а в зарешеченное окно хлещет вода… и не выбраться… У многих в комнатах из-за нахлынувшей воды оставалось всего 25-27 сантиметров жизненного пространства… Об этих событиях у меня вышла книга «Мы живы». Начала описывать истории людей, переживших затопление. И вдруг это перешло в другую тему - добровольчества. Туда ведь приехали люди со всех уголков страны помогать тем, кто попал в беду. Причем трудились спасателями люди разных политических взглядов, разных жизненных воззрений. И вдруг все подключились к какому-то единому Источнику, это чувствовали все без исключения. Разгребали слой ила, преодолевая вонь, убирали разлагающиеся трупы животных… И при этом понимали, что делают важное, нужное, святое дело. Я там вместе со всеми не выгребала грязь из домов, но я ходила по этим улицам, фотографировала, записывала рассказы потерпевших и их спасателей. Находила нужную информацию. Было пятьдесят градусов жары в те дни.
Трагедия в Крымске всколыхнула всю Россию. Я впервые увидела тогда, как люди со всей страны как-то вдруг почувствовали чужую боль, бросали работу и ехали помогать. Многие обрели высший смысл в помощи ближнему. Когда государственные структуры еще не очень-то понимали, что нужно делать, люди вдруг самоорганизовались и стали оказывать помощь. Вот именно в таких экстремальных ситуациях мы видим, кто мы на самом деле есть, видим величие страны, и отсюда мой главный вывод: «Мы живы!» - это и стало названием книги. Книга давно вышла. Весь тираж разошелся.
Книга моя - это одновременно и цветной фотоальбом, на хорошей бумаге, у меня все книги зрелищные. А кино - это уже следующая ступень в моей работе. Подхожу очень близко уже к тому, чтобы рассказывать о важном каком-то явлении или событии, используя все выразительные средства. Это и книга, это и фотовыставка, а теперь еще и фильм. Недавно была в Берлине на премьере фильма «Донецкая Вратарница». И мы параллельно показу киноленты открыли там фотовыставку на эту тему. И сейчас я получила государственное субсидирование на написание и издание книги «Донецкая Вратарница». Почему это так важно? Мои героини много сказали мне глубочайших вещей, но формат фильма - всего 43 минуты - не позволил все их важные слова включить в картину. И надо как-то иначе, вот через книгу, донести их мысли и переживания уже до читателей. А сейчас прямо из Самары поеду снимать продолжение киноленты в Пензенскую область. Там жил юноша-доброволец, уехавший на Донбасс. Владимир, а фамилию пока не буду раскрывать. Еду в его семью. Владимир не вернулся. Погиб.
- А какова «за кадром» судьба того молодого бойца из вашего фильма? Он держал оборону как раз в самом монастыре…
- Его зовут Виктор, позывной «Шиша». Он до сих пор там воюет. Слава Богу, всё с ним хорошо. Недавно даже женился. Дай Бог, чтобы жил он и был счастлив. Он нам встретился по воле Божьей - в самый последний съемочный день. Человек очень приятный. Настоящий киногерой.
- А что сталось с монахинями из разбитой снарядами Иверской обители? К слову, вы всего день в Самаре и, наверное, еще не знаете, что в нашем городе, в самом центре есть крупный и старинный тоже Иверский монастырь…
![]() Донецкий аэропорт. Передовая. Мне хватило суток и этой ночи... самой страшной ночи в моей жизни. У ополченцев, держащих там оборону, эти сутки складываются в недели и месяцы... Я не знаю, можно ли остаться после длительного нахождения там таким же, как прежде... Наверное, когда-то я смогу всё это описать... Я должна быть с народом и как летописец испробовать всё на своей шкуре. Хотя кое-что мне и хотелось бы «развидеть»... На снимке автор фильма Наталья Батраева (справа) с одной из ополченцев – героиней киноленты – в Донецком аэропорту. |
- Героини киноленты готовы хоть сейчас вернуться в свою обитель и начать ее заново обустраивать. Но священноначалие волнуется за их жизни и пока что не благословляет вернуться. Их было шесть монахинь в монастыре. И все живы и здоровы, Бог их сохранил под бомбежками. Одна пожилая монахиня недавно умерла, но это не связано с войной. Сейчас кого-то распределили по другим монастырям, а главные мои героини живут при Владыке в Донецке. Всё у них хорошо. Игумения Михаила с 15 лет в монастыре. Ей всего 35 лет, но она уже духовно опытная монахиня с немалым монастырским стажем. У нее мощный духовный стержень.
А еще меня многие мужчины спрашивают о судьбе Юлии. Просто как-то по-особому интересуются. Юлия их потрясла своим образом, своей судьбой. Я им так отвечаю: не надейтесь! Она послушница в монастыре. И только кажется такой молодой, почти что юной. Она ведь недавно стала бабушкой. И свою жизнь, овдовев, она связала с обителью. Ну а ее женское обаяние просто потрясает зрительный зал.
Юлия бросила такую фразу в начале фильма: война - это лучшее время ее жизни. «Ничего лучшего в моей жизни не было». Как это понять? Вот я и попробовала в этом разобраться. И не случайно вставила в фильм новеллу о ее благополучной семейной жизни до монастыря, до войны. Ведь это сказала про лучшее время на войне не какая-то одинокая и обездоленная женщина. Нет, у Юлии всё было. Была прекрасная семья (горячо любимый и любящий муж умер от тяжелой болезни), был сын, был большой великолепный дом, богатый даже по московским меркам. Значит, ей открылось что-то большее, чем всё это!
- А с чего началась ваша работа в экстремальных условиях?
- Первая книга была про Косово. У меня там всё и началось. В 2005 году автостопом поехала с подругой в Сербию. Подруга хотела ехать домой на каникулы. Я ей: «Поехали лучше в Сербию». И ведь поехали! Сто долларов всего у нас было на двоих. И мы потом оттуда уже поехали в Косово. Игумен Петер нас туда привез… И когда мы увидели, что там происходит, произошел некий слом в моей душе. Да, с этого всё началось. Я вдруг поняла, что рядом с нами есть некая «параллельная реальность». Когда ты видишь взорванные храмы, когда видишь Православных людей, косовских сербов, живших, по сути дела, в гетто, то понимаешь, что да, есть другая реальность. И это стало отправной точкой для меня.
Моя учительница говорила: когда едешь снимать, то должна точно знать, что ты хочешь заснять. Но у меня по-другому получается. Никогда не знаю, что меня ждет на месте съемок.
В апреле этого года снова была я в Косово. Сейчас там уже лучше. Уже можно более-менее спокойно передвигаться, но все равно… некомфортно там и сейчас… Сложно добраться туда. Транспорт - на албанских автобусах… Есть там город Джаковица, он на албанской территории, и там в монастыре живут монахини во враждебном окружении.Лучше там не появляться на улицах. Матушки живут в центре города одни, их храм с крестом - в албанском окружении. Монахинь охраняют двое полицейских. И всем понятно, что, если начнутся какие-то волнения, эти двое их не смогут защитить. Вокруг монастыря многоэтажные дома, люди заглядывают то и дело монахиням в окна. Монахини никуда не выходят из храма, даже за хлебом в магазин. Это и есть другая реальность. От нас это как будто бы далеко, но мы должны об этом знать.
- Как вам видится, Косово уже потеряно для Сербии? Для Православия?
- Думаю, временно Господь такое попускает… Потому что другими ценностями и идеалами люди увлечены. Но потеря Косово для Сербии будет очень большой раной. Если Сербия признает независимость Косово, то этот близкий нам славянский Православный народ утеряет что-то очень существенное в своей душе. В самой своей идентичности. Моя книга называется так: «Косово. Сербская голгофа». Книга давно разошлась уже.
Мы мало знаем о Сербии. В России меньше интересуются этой небольшой страной, чем там у них - большой Россией. В Сербии всё делается с оглядкой на Россию и русских. У меня недавно было турне с фильмом по Сербии. И вот представьте: в каждом маленьком сербском городке есть общество сербско-русского братства. Я люблю сербов, они от нас, конечно, отличаются, в чем-то они больше нас европейцы. Но нас навсегда объединила вера Православная. Нас объединяют общие святыни.
- Уж очень работа у вас опасная, экстремальная. За женское ли дело вы взялись?
- Ну разве мужчины будут таким заниматься? Это ведь не приносит денег. А мужчинам надо семьи кормить. И ничего, кроме каких-то нападок, это тебе не даст. А мужчины должны о семьях своих думать… Я не ищу специально таких вот опасных съемок, острых сюжетов. Они меня находят сами. Это миссия такая жизненная. Что с этим поделать.
Еще ведь и в Южной Осетии я три года работала. Очень интересно быть таким вот хроникером. Наблюдать духовное перерождение людей на войне. Ведь до середины ХХ века война была обыденной реальностью в жизни чуть ли не большинства людей. И эти переживания тогда были почти что привычными для всех.
- На такие опасные съемки нельзя ехать без благословения…
- Конечно! Я в Оптину езжу, там обычно беру благословение у батюшек. Спросила в Оптиной у священника благословение на поездку в Донецк. Но он не взял на себя такую ответственность. Сказал, только старец Илий может на такое благословить. А где же я его возьму, отца Илия! Он один такой, а нас много. Но вот иду на службу в монастыре, и мне говорят: отец Илий приехал! Вот это да… Но как к нему подойдешь, ведь он всегда окружен толпой. И вот вижу, идет он в храм, но к нему не прорваться. К тому же его быстро уводят и в храм, и из храма, чтобы не простужался. Зима ведь была. Холодно. А он старенький. Тогда обхожу храм и… выхожу прямо на него. И люди вдруг расступаются. Говорю схиигумену Илию:
- Батюшка, благословите поехать на съемки на Донбасс.
И тут он так снизу и как-то чуть сбоку на меня смотрит с улыбкой и говорит этак с хитрецой:
- На Донбасс?.. А вдруг пулю в лоб получишь?
Но меня уже повело, не остановить.
- Ну и получу, что же теперь…
- А мама знает, куда ты собралась?
Какой точный вопрос задал!.. И как узнал ведь? Моя мама и правда не знает, куда, вкакую горячую точку еду снимать. Узнаёт потом уже, постфактум. А вначале не говорю ей, чтобы не расстраивать, она волнуется за меня, тяжело это всё переживает.
- Нет, мама не знает, - честно отвечаю.
- Ну что же. Я не возражаю. Только читай акафист Архангелу Михаилу по понедельникам, и останешься жива. Поезжай...
И тут уже я освоилась и так просто не хочу беседу прекращать. Снова задаю вопрос:
- Еще хочу о добровольцах писать… Понять хочу и другим рассказать, почему люди едут из нашего благополучного мира туда, где опасно.
И тут он сказал мне такое… Даже не знаю, как к этому относиться: «Книга на века будет…»
- Расскажите о себе.
- Родилась и живу в Краснодаре. Несколько высших образований. Последнее - Литературный институт имени Горького в Москве. Это уже третье высшее. А до этого - Свято-Тихоновский богословский институт закончила, эксперт в области теологии. Но я не обольщаюсь. Какой уж там из женщины может быть богослов. Но духовный ликбез получила, доступ к систематической информации, и то уже хорошо.
- Кто помогал вам снимать фильм про Донбасс?
- Права на киноленту выкупил телеканал «Звезда». Был показ фильма на Пасху на телеканале. Но, к сожалению, наше сотрудничество сильно омрачено конфликтом. От меня требовали внести в ленту какие-то изменения. Хотели как-то политизировать фильм. Я на это не пошла. Фильм вышел в моей редакции. А теперь вот руководство канала меня обвиняет чуть ли не в мошенничестве. Очень всё это грустно, и не знаю, чем дело кончится. Прошу молитв! Вот ведь каково это, снимать духовное кино: вместо лавров - обвинения, наветы.
- Но ведь и лавров у фильма тоже достаточно!.. А неприятности, что же, значит, хороший фильм сняли. Лучше вот скажите: есть еще на земле герои? Удалось вам их разыскать?
- Герои буквально на каждом шагу! Они просто неприметны в нашей жизни. Можно с человеком бок о бок прожить и не знать, что он герой. Или даже святой. Вот мальчишка почти что, в госпитале с ранением. Ну что он может о жизни сказать? А он как начнет рассказывать, что видел и пережил… Дух захватывает! Просто русский человек не может терпеть несправедливость. Не терпит, когда обижают слабых. Есть у нашего народа такая особенность. Не у всех, конечно, но есть до сих пор. Люди идут за правду на смерть. Погибают.
- Кем вы себя сами считаете?
- Летописцем. Фиксирую всеми возможными средствами то, что сегодня происходит в конфликтных зонах. Если бы наша съемочная группа не зафиксировала в тот момент, что происходило под обстрелами с Иверским монастырем, то от нас многое было бы сокрыто. Я считаю, то, что происходит с Иверским монастырем, это, можно сказать, важнейшая узловая точка Русской Православной Церкви. И сейчас многое будет решаться в судьбах нашей Церкви в зависимости от дальнейшей судьбы Иверского монастыря в Донецке.
Эти шесть монахинь взяли на себя тот удар, который был предназначен всем нам. Они сдержали лавину ненависти, там уже выраженную в свинце пуль и осколках снарядов, они своей молитвой сдержали ту смертоносную лавину ненависти, которая для всех нас предназначалась… Я это так понимаю.
- Как получилось, что вы приехали к нам на фестиваль?
- Это уже не первый мой фестиваль. Фильм везде хорошо принимают. Вот и здесь кинолента участвует в конкурсном показе. Хочу, чтобы фильм посмотрели как можно больше людей. А как доехала…
Живу, можно сказать, за чертой бедности. У меня машина «девятка», красная «молния» с надписью «Самара». Машине четверть века уже. И вот полторы тысячи километров проехала на ней, с надписью «Самара», в ваш город Самару. Больше суток была в пути. Эта машина моя как подружка. Она всё понимает. И вот, видите, довезла. Еще и в Пензу на ней поеду.
- Желаю вам уехать от нас с наградой от Михаила Архангела! - пожелал на прощание гостье из Краснодара. А на другой день, по интернету, получил от Натальи Батраевой, добравшейся к тому времени до Тольятти уже, это краткое письмо:
Aнтон, здравствуйте! Посылаю фото. У меня есть теперь статуэтка Архангела Михаила! Не зря молюсь ему по понедельникам, как старец Илий благословил. Спасибо за внимание, Наталья.
…Ну вот, значит, не напрасно красная «молния» с именем моего города на капоте везла эту смелую женщину к нам в Самару. Михаил Архангел сам знает, кого ему поддержать!
Записал Антон Жоголев.