Меню

Рождественский вертеп

15 января '21

Рождественский вертеп

Сейчас стали очень популярны игрушечные изображения тех событий, которые описаны в Евангелии. Связаны они с Рождеством Христовым и с той или иной степенью достоверности воспроизводят в некотором объёме то, что мы привыкли видеть на православной иконе этого праздника. Но речь сейчас пойдёт не об этом. С тех пор, как святитель Димитрий Ростовский написал свою «Рождественскую драму», появилась традиция различным образом сценически обыгрывать эти события. Одним из таких спектаклей является рождественское вертепное представление. Желающие вполне могут организовать его в своей семье. Различное по форме, оно всё-таки имеет некоторые общие правила. Для семьи больше подходит спектакль не игровой, а кукольный. Для этого делается деревянный или картонный ящик. Лучше, если в нем будет два уровня. Наверху может располагаться восьмиконечная Вифлиемская звезда. Ниже, в верхнем ярусе - декорация пещеры, где родился Христос, а в нижнем ярусе - декорация дворца царя Ирода. Ярусы разделены между собой, и в полу каждого из них делаются прорези, чтобы можно было управлять куклами или фигурами. Хорошо, когда ящик с дверями, и на них можно укрепить подсвечники. Представление для большей реальности принято проводить вечером в тёмном помещении при горящих свечах. В верхнем ярусе действуют святые персонажи, а в нижнем - разные. Куклы делаются исходя из навыков и возможностей организаторов, подача событий тоже разная. Кто-то поёт все сюжеты, а кто-то читает их речитативом. Простор для творчества огромный. Впервые я такой спектакль увидел в семье Чернецовых. И мама, и папа в этой семье много лет руководят хорами ,и дети у них тоже очень хорошо поют. Вертеп у них, правда, был в один ярус, но куклы были сделаны мастерски : с глиняными головами, самобытными одеждами и проволкой для управления руками. Волхвы были вместе сшиты и пастухи тоже, они появлялись , как один персонаж. Сорок минут пролетели на одном дыхании. Волхвы путешествовали за звездой и приходили к царю Ироду во дворец, пастухи кланялись младенцу Христу, а Ирод «жестокий, безумный», отдавал приказ воину избить младенцев. Плакала «госпожа Рахиль» - собирательный образ матерей убиенных младенцев ,и приходила страшная, костлявая смерть забрать царя Ирода к себе. Удивительные, хорошо поставленные детские голоса дополняли величие происходящего. Я в то время работал преподавателем в воскресной школе Никольского храма г. Зеленограда. Идея самому что-то сделать мелькнула - и погасла. Но прошёл год , и неизвестный мне благодетель принёс в храм готовый двухярусный вертеп, сделанный по всем правилам этого жанра. «Не обязательно петь»- подбодрил меня Чернецов, и я быстро нашёл в сборниках для воскресной школы сценарий попроще. Он был просто в стихах, смерти и» госпожи Рахиль» там среди персонажей не было. Вопрос с куклами мы решили просто: скопировали рисунки из Рождественской детской книжки, потом наклеили их на картон и вырезали снизу картонные ручки. Репетировали долго. Андрей Викторович Чернецов сказал, что иногда на задней стенке ящика делается окошко и заклеивается чёрной марлей. Тогда виден силуэт фигуры, и ею легче управлять, но у нас этого не было. За ящиком было мало места, а персонажи всё время норовили двигаться как-то косо. Кстати, при малых размерах ящика куклы могут играть и за его пределами. Держащий куклу прячется в тени или за занавеской, а саму куклу направляет в светлое пространство. Так, у нас ангел летал перед вертепом. Из песнопений спели тропарь Рождеству и «Богородице дево, радуйся»… Времени не хватало, репетировать пришлось не только в храме, но и у нас дома; чтобы не забыть текст, его укрепили на обратной стороне ящика. И вот настал Рождественский вечер в воскресной школе. Как всегда, спел хор, дети почитали стихи и поиграли в игры. В заключение, когда уже смеркалось, мы зажгли свечи и объявили о начале спектакля. Изрядно развеселившиеся к этому времени зрители затихли. Мы спели «Царю небесный» и начали представление. И теперь уже у нас шли волхвы с пастухами и прославляли Христа, а царь Ирод злобствовал на троне, гоняя своего слугу взад и вперёд. И время тоже, как и тогда, пошло совершенно необычно. В зале была абсолютная тишина, которая даже как будто сгустилась, когда ангел известил Иосифа и Марию с младенцем Христом об опасности. Мы с детьми отыграли представление и спели тропарь Рождеству. Нам аплодировали и, покидая зал, высказывали тёплые отзывы. Ко мне подошёл Андрей Чернецов и сказал: «Удивительно, что у вас кукла сделана плоской, но всё равно она живёт и играет». Его оценка была очень приятна для нашего начинающего православного театра. Мы потом ещё не один раз показали это представление, радовались сами и радовали своих зрителей, переживая с ними вновь и вновь Рождественское повествование, и согревались в своих сердцах светом Вифлиемской звезды.
По данной работе пока нет отзывов

Другие записи

Анонс Рождественского спектакля

Главной темой Рождественского спектакля является Евангельское повествование о Рождестве Христовом. События тех далёких дней изложены в стихах, которые написаны автором и исполнителем этого представления Максимом Тереховым, членом Российского Союза Писателей.

Погружение в Рождество

Последняя неделя Рождественского поста для многодетной православной семьи наиболее сложная: мало того, что вопреки всеобщему новогоднему разгулу пост становится более строгим, ещё и каникулы у детей. Есть православные дяди и тёти, у которых детей нет, но есть много православной литературы 19 века, и, читая эту литературу, они абсолютно точно знают, как должны себя вести в это время православные дети.