Морозята и Холодрыга
Морозята и Холодрыга
Путь писателя начинается в детстве
Любовь к литературе, желание стать причастным к миру книг, творить и созидать, приходит не в один день. Как правило, будущие писатели уже в детские годы испытывают острую тягу к знаниям. Они любознательны, интересуются многими вещами и не могут представить своей жизни без хорошей истории. Герои литературных произведений становятся их друзьями. Голова полнится мыслями и идеями, которые с возрастом приобретают новые формы и подталкивают к написанию собственных книг.
Не верите? Тогда давайте послушаем современную писательницу Фирдаусу Наилевну Хазипову, которая достигла немалых высот в журналистике и литературе, и узнаем, с чего начинался ее жизненный путь и увлечение литературой!
Автор книги "Морозята и Холодрыга", член Союза журналистов России и РБ, лауреат многих престижных конкурсов в области журналистики, уже в детские годы испытала на себе чарующую магию книг и навсегда полюбила путешествия по вселенным, созданным фантазией талантливых авторов. О своей первой встрече с Книгой, Фирдауса Наилевна вспоминает:
- Увы, я росла в семье, где никогда не было книг, кроме бабушкиного Корана. Впервые с книгой я столкнулась в детском саду, и почему-то вспоминаю этот день очень странно. Я вижу все со стороны: как мы стоим вокруг воспитательницы, она читает нам книжку, и вижу себя - с широко распахнутыми глазами и в потрясенном состоянии. Видимо, я просто увидела всех нас в зеркале. С тех пор любовь к чтению у меня просто зашкаливала – я читала запоем.
Немаловажную роль в формировании увлечений девочки и ее дальнейшем выборе жизненного пути сыграли учителя:
- Русский язык и литературу в школе нам преподавали Анна Ивановна Маканина (мама известного писателя Владимира и талантливого математика Геннадия Маканиных), Софья Захаровна Болховских. Они были не маячком, а большим Маяком в моей жизни. Они очень многое дали в плане познания и отношения к жизни и людям, поощряли самостоятельность мышления, прививали творческое начало, направляли в выборе книг для чтения.
Получив аттестат зрелости, будущая писательница уже знала, что хочет иметь творческую профессию, подразумевающую постоянное саморазвитие, креативность и простор для воображения. Она поступила в Уфимское училище искусств, а позже окончила филфак Башгоспединститута. За годы трудовой деятельности Фирдаусе Наилевне довелось поработать художественным руководителем в нефтяном институте и главным редактором в печатных изданиях нефтяной и строительной тематики. Она имеет публикации в крупнейших газетах и журналах, выходящих в разных регионах страны. Среди них "Труд", "Аргументы и факты - Санкт-Петербург", "Дороги Евразии", "Бельские просторы" и многие другие. К своей работе Фирдауса Хазипова всегда относилась ответственно и хотела делать ее хорошо. Помимо узких тематик изданий, в которых работала писательница, ее волновали актуальные проблемы современного общества и вопросы, связанные с духовным развитием личности.
Первым опытом в области литературы для Фирдаусы Хазиповой стала сказка "Морозята и Холодрыга". Понимая, что далеко не каждый готов воспринять чужой опыт и последовать советам, почерпнутым на страницах книг, автор, тем не менее, постаралась сделать свое произведение познавательным, интересным и необычным, вложив всю душу в своих героев и перипетии сюжета. Она подняла острые и актуальные вопросы современности, с которыми сегодняшние дети и подростки будут иметь дело, когда вырастут.
«Каждый извлечет из повести «Морозята и Холодрыга» те уроки, которые он увидит", - убеждена Фирдауса Хазипова.
Таким образом, не подлежит сомнению, что путь писателя начинается не в тот день, когда он впервые возьмется за перо, а намного раньше - в тот момент, когда первая книга попадет к нему в руки и ошеломит, поразит в самое сердце, очарует.
А Вы читаете своим детям сказки? Возможно, именно истории Фирдаусы Хазиповой станут тем самым маячком, который направит Вашего малыша к Добру и Свету!
Ошибки современных родителей в интеллектуальном воспитании детей
В одном из Ваших интервью Вы писали, что современные мамочки мало времени уделяют общению с детьми и практически не читают им, предпочитая заниматься своими делами. Привожу Вашу цитату: "Мой жизненный опыт подсказывает, что в наш век ждать, что кто-то что-то может оценить, особо не приходится. Поясню, почему. Одно лето я отдыхала на море в частной гостинице в Адлере, где основная жизнь протекала на просторном дворе и где находилось порядка 15 детишек и примерно 10 мам. За все десять дней я ни разу не видела какую-нибудь мамашу с книжкой в руках и не слышала, чтобы они читали книги детям. Это были два разных мира, занятых только собой, – у детей игры, какие-то отношения между собой. Мамаши же занимались постирушками, пили вино и между собой разговаривали".
- Нужно ли детям читать книги? Какими должны быть эти книги?
- Книги детям надо начинать читать с нуля лет. Сначала дети будут воспринимать музыку речи, потом различать слова, фразы. А с двух лет процесс чтения должен быть постоянным. И книжки эти должны быть подобраны по возрасту. Стихи, сказки, короткие истории.
- Много ли внимания современные родители уделяют чтению с детьми? Правильную ли литературу подбирают? Можете ли Вы отнести свою книгу "Морозята и Холодрыга" к разряду правильных книг?
- За всех родителей не скажу. Но учить ребенка в пять лет «Мой дядя самых честных правил»… рановато. Моя сказочная повесть обращена к детям, скорее, от 11 лет и выше до 60-90 лет.
- Как вызвать интерес к чтению? И в каком возрасте лучше это делать?
- Некие высшие силы отмечают детей с ранних лет, «давая» им определенные способности и даже подсказывая направления дальнейшей деятельности. Если ребенок любит возиться с машинками и разбирать их, - похоже, это будет технарь. Если ребенок очень добр, любит лечить кошек, ему надо думать о профессии врача или учителя. Если ребенок «прикипел» к чтению с ранних лет, надо поощрять и направлять в чтении. А если его клонит в сон от стихов или не увлекают истории, пусть занимается другими делами. Это все нормально.
- Как сказываются на психическом состоянии и интеллектуальном уровне часы у телевизора и компьютера?
- Пусть об этом размышляют специалисты.
- Сколько времени ребенок может уделять фильмам и компьютерным играм без ущерба для себя? Сколько времени должен уделять чтению, чтобы гармонично развиваться?
- Это все очень индивидуально.
- Как сказываются на детях бесконечные кружки и секции, которыми сегодня многие злоупотребляют? Где проходит граница между нужными занятиями и лишней нагрузкой? - Надо внимательно смотреть на ребенка. Если замечаете признаки усталости и апатии, надо сократить число допзанятий до минимума.
- О чем ваша сказочная повесть?
- Главная тема и главная мысль – понять свое предназначение и следовать ему. Но если ты отступил от него и попал в неприятную историю, надо находить в себе силы возвращаться в нормальное русло. К своему предназначению, к своему окружению надо относиться серьезно и честно, потому что расхлябанность, безделие, нежелание слушать и слышать добрые советы ведут к разрухе в целом (помните, у Булгакова – разруха не в хозяйстве, а в головах) и глобальным проблемам. Надо немного масштабнее мыслить – вот чего хотелось бы добиться от молодых.
О книге "Морозята и Холодрыга" немецкий журналист Елена Яковлева написала: "В книге содержится важный посыл к человечеству - сохранить нашу планету для будущих поколений в том неизменном виде, какой она была до сих пор. Чтобы герои зимних сказок не канули в лету и не ушли из детства наших малышей!" Согласно мнению эксперта, произведение должно быть включено в обязательную школьную программу. И это неудивительно, ведь вопросы на страницах поднимаются самые значимые: "Что же собственно происходит с нашей планетой? Почему продолжается таяние ледников, не хватает питьевой воды, меняется климат? И наконец, почему "зимы уже не те"? Так ли это безобидно? Ответ на эти и другие детские "почему", а также еще много полезной информации об уникальных природных явлениях читатель найдет в сказочной повести "Морозята и Холодрыга".