Меню

Егор Сидорук. "Найдется ли в раю места для каждого" . "О Мышонке-суперсыщике и других". Итоги конкурса "Действующие лица".

25 февраля '19

Егор Сидорук. "Найдется ли в раю места для каждого" . "О Мышонке-суперсыщике и других". Итоги конкурса "Действующие лица".

21 марта 2017 года были подведены итоги XIV Международного конкурса русскоязычной драматургии «Действующие лица». Он проводится ежегодно, с 2003 года. Идея создания конкурса принадлежала художественному руководителю театра «Школа современной пьесы» Иосифа Райхельгауза. За время своего существования конкурс действительно стал международным: среди 403 пьес, присланных в этом году, есть тексты из Мексики, Канады, США, Израиля, Белоруссии... Конкурс проходит в два этапа: сначала читчики (в их число входят филологи, театроведы, актёры, режиссёры) формируют лонг-лист из 30 пьес. Следующий этап – творческая лаборатория «Класс молодой режиссуры» (проводится с 2009 года). Выпускники режиссёрских мастерских театральных вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и Минска присылают заявки на участие в лаборатории и показывают этюды (15-20 минут) по пьесам, вошедшим в лонг-лист. Из 10 лучших этюдов формируется шорт-лист. В день финала «Действующих лиц» десятку финалистов показывают в театре «Школа современной пьесы» (мероприятие проходит в формате «бродилки» – в качестве сценических площадок задействована не только основная сцена, но и малый зал на первом этаже, фойе театра, а иногда даже и театральное кафе). После обсуждения объявляют имя победителя – режиссёра, который получает возможность в следующем театральном сезоне поставить спектакль на сцене «Школы современной пьесы». На этот раз победителем стал Олег Долин (ГИТИС, мастерская Сергея Женовача) – режиссёр этюда по пьесе Елены Коллеговой «Мышонок-суперсыщик». Ещё один результат работы конкурса – ежегодное издание сборника «Лучшие пьесы» (осуществляется при поддержке РГБИ), в котором публикуется десятка пьес-лауреатов. Мы представляем обзор пьес, попавших в список лучших в 2016 году. Виктор Алексеев. «В раю найдётся место для каждого» Основное место действия пьесы, в полном соответствии с названием, – рай. Главный герой Кирилл покидает земную жизнь после пары незначительных диалогов. Мужчину сбивает машина, и он приходит в себя на железнодорожном вокзале, с торчащим из кармана билетом на поезд, везущий людей на станцию сортировки. По прибытии на место Кирилл выясняет, что порядки в преддверии ада и рая ничем не отличаются от земных инстанций, даёт чиновнику взятку за подделку документов и уезжает в рай. Но попадает вовсе не в цветущие сады, а в тайгу, на лесоповал. Порядки и условия здесь суровые, ничем не отличающиеся от тюремных, а бежать некуда – кругом зима, никаких населённых пунктов, только деревья да бараки для проживания рабочей силы. Недовольных (например, старика Кривошеева, впавшего в глубокую депрессию из-за краха надежды на встречу с любимой женой, так как женщины живут в другом секторе) увозят на принудительную психиатрическую экспертизу. В какой-то момент директор предприятия, занимающегося заготовкой леса, решает сократить расходы и вполовину урезает лесорубам питание. Но один из узников райской тайги по фамилии Марков сумел правильно организовать стачку и перекрыл трассу, по которой ехал эскорт Бога. Бог не остался глух к нуждам пролетариата и сделал директору строжайший выговор, а Маркова назначили на должность мастера участка. Но фактически положение обычных людей никак не улучшилось, а вскоре после этого события поползли слухи, что Бог умер от инфаркта, и Земля перестала существовать. По крайней мере, одна из новостей – насчёт смерти Бога – получила официальное подтверждение. Власть в раю захватили военные и строем погнали всех обитателей бараков на строительство нового объекта, назначение которого содержится в строжайшей тайне... Ева Аракелян. «Бадис-Бадис» Это история про город-призрак. Когда-то возле Маленького была военная база, но сейчас её расформировали, и в городе осталось всего 200 жителей, которые обитают в единственном доме-муравейнике. Связь с «внешним миром» – городом Средним – только через тоннель, который часто закрыт для легкового транспорта из-за поездов. Это странное поселение настолько незначительно по меркам остального мира, что его даже забыли нанести на новую карту страны. Но в то же время Маленький притягивает своей необычностью, – в город приехал журналист, чтобы снять фильм о людях, живущих там. Они все очень разные, каждый со своей историей, но большинство вполне свыклось со странным бытом и довольны жизнью в тихом месте, где можно любоваться природой. Лишь немногие хотят вырваться за пределы этого самодостаточного мирка, как главная героиня, мечтающая о карьере журналиста в другом городе. Мать давит на неё, пытаясь навязать девушке «семейный бизнес» – пекарню. Но в какой-то момент все планы матери начинают рушиться, поначалу незаметно для неё самой. Роман с журналистом из города Большого дарит девушке надежду, что перспектива устроиться там вполне реальна. У неё есть ещё одна весомая причина бежать из Маленького – начальник, мэр города, уже давно сделал всех своих молодых сотрудниц жертвами сексуального насилия, с тела главной героини не сходят синяки. Она боится рассказывать о побоях – приходится выдумывать для матери отговорку про переутомление на тренажёрах. Но любому страху, как и любому терпению, приходит конец. Однажды девушка напивается, берёт у журналиста камеру, записывает рассказ о зверствах мэра и убегает из города пешком через тоннель. Глеб Бородинский. «Любовь к трём половинам» Бульдозерист по фамилии Лопахин приходит из театра печальный и пьяный. Поначалу он говорит вслух сам с собой, но позже обнаруживает в квартире необычного гостя – моль, которую принёс в кармане из театра. Однако, вместо крылатого вредителя Лопахин видит интеллигентного человека в белом пальто и дырявых носках. У них завязывается непринуждённая беседа об искусстве, любви и других вечных загадках жизни. В частности, моль рассказывает о том, как усердно ест старые театральные костюмы, чтобы к режиссёрам приходило понимание – пора обновлять репертуар. А Лопахин вспоминает о любимой жене, которая прожила с ним 22 года, но теперь ушла, забрав дочерей. Воспоминания приводят мужчину в столь возвышенное состояние духа, что он даже начинает танцевать вместе с молью. Танец прерывает появление некрасивого мальчика, который упорно называет моль бабочкой и мечтает поймать её. В погоне за насекомым мальчик убежал к Лопахину, не предупредив старших, поэтому чуть позже за ним приходят двое пожилых актёров. Лопахин усаживает всех – кроме моли, которая спряталась от мальчика в шкаф – пить чай. Они продолжают беседу о театре. Актёры порой отпускают весьма едкие замечания о своей профессии, но общий тон разговора очень тёплый, в колкостях актёров нет и следа озлобленности на жизнь, их юмор – следствие душевной полноты. Однако, как бы ни было хорошо в гостях, всегда наступает время уходить домой. Гости приглашают хозяина на прощальный танец. Вскоре все собеседники Лопахина исчезают, – бульдозерист видит лишь белую бабочку, порхающую у него над головой. Сергей Давыдов. «Коля против всех» Музыкально одарённый подросток, не сумевший реализовать свои способности, рассказывает историю бунта против человека, которому его талант безразличен. Не знающий отца и рано потерявший мать паренёк вытаскивает из обострённой горем и гневом памяти образ родного человека – красивой и строгой, честной и умной женщины. После похорон Коля резко теряет интерес к жизни и учёбе, прекращает занятия музыкой, выбрасывает из головы мечту стать всемирно известным пианистом и дать концерт в Берлине, куда он когда-то ездил с мамой... Но однажды появилась возможность выступить на областном конкурсе, и влечение к музыке взяло своё: парень успешно подготовился и, заняв первое место, получил право принимать участие в международном конкурсе. Но победа оказалась горькой, поскольку деньги на поездку нужно искать самостоятельно. Прекрасно зная, что приёмная бабушка не одобряет занятия музыкой, аргументируя своё отношение к искусству лишь безапелляционным утверждением «все артисты – наркоманы», Коля всё же решает обратиться к ней за помощью. Получив грубый отказ, юный музыкант впадает в отчаянную ярость, нереализованная мечта оборачивается соблазном отречения от таланта... На следующий день Коля просит бабушку пойти вместе в гараж и научить его пилить. Там он специально засовывает руку под пилу, теряя три пальца, и разыгрывает маленький спектакль, чтобы его опекуншу забрали под суд за жестокое обращение с ребёнком. Но позже он осознаёт своё одиночество и заканчивает рассказ обещанием заботиться о женщине, когда её выпустят из тюрьмы. Евгения Кокшарова. «Только хорошее, или Давай поженимся» Полина – женщина, которую вполне можно назвать счастливой и состоявшейся. Она занимается любимым делом (помогает людям придумывать собственный имидж), хорошо зарабатывает, много путешествует. Мужчины рядом нет, но Полину это вполне устраивает. Однако в её жизни всё-таки есть одна крупная неприятность – встречи с родственниками. Происходят они не так уж часто, Полина приезжает в гости к матери и брату раз в два года, но эти встречи так похожи друг на друга, что женщина даже сумела подметить особую закономерность в общении с матерью: любой серьёзный разговор с ней проходит через шесть стадий – от негодования до прощения. В тексте отмечена каждая стадия, и мама главной героини Надежда, в самом деле, от агрессии по отношению к непонятной профессии и «траурной» расцветки одежды дочери переходит к попытке принять Полину. Но окончательно отказаться от своих представлений насчёт женского счастья Надежда всё-таки не может, и в конце пьесы внезапно сообщает дочери, что подала за неё заявку на передачу «Давай поженимся», и анкету приняли. Так что знаменитому имиджмейкеру Полине Красавиной ещё явно далеко до победного конца борьбы за самоопределение... Елена Коллегова. «Мышонок-суперсыщик» В мышином королевстве начали пропадать жители. Дедушка главного героя – мышонка Шустрика – пошёл в город на поиски его родителей. Но любопытный внук не мог оставаться в стороне от событий, поэтому, прихватив волшебный кошачий парик, чтобы различить запах следов дедушки, Шустрик вместе с подругой Смешинкой тоже отправился в город. По пути мышата встретили котёнка Шалунишку, которого Шустрик когда-то выручил из беды, за что и получил в подарок от кошки Мурлыки удивительный парик. Котёнок, решив поиграть со Смешинкой, на бегу не заметил кротовой норы под лапами и провалился в неё. Разбуженный хозяин норы по имени Ворчун был крайне возмущён падением нежданного гостя в его амбар и настойчиво потребовал от Смешинки помощи в уборке. Подоспевший на помощь Шустрик смог уговорить Ворчуна отпустить его подругу только после того, как уступил кроту парик. Мышата проводили незадачливого котёнка в его страну и продолжили путь в город. Добравшись до главной городской площади, мышата увидели представление иллюзионистов, которые с помощью газа ввели публику в транс и похитили двоих зрителей, опустив их в люк под сценой. После конца представления мышата нашли нужный люк и спустились по лестнице. Там они услышали разговор мага Нак-Пака, который в результате неудачного эксперимента Мурлыки превратился из мышеловки в злобное существо неизвестной породы, и Нам-раша – летучей мыши без крыльев, обиженной на весь мир. Похитители обсуждали, кто будет убивать пленников. Мышата вместе с Мурлыкой, пришедшей в подземелье другим путём, попытались остановить злодеев, и все трое были пойманы в ловушку летучей мышью. Нак-Пак захотел исправиться, но бывший напарник с помощью заклинания превратил его обратно в мышеловку. Однако Нам-Раш недолго чувствовал себя хозяином положения: крот Ворчун вместе с Шалунишкой прорыли новый ход в логово преступника и обезвредили его ударом лопаты по голове. Олег Охотников. «Города одиночества» Илья и Наталья были обычной счастливой парой, но однажды расстались, потому что Наташа несправедливо заподозрила парня в измене. Илья не сумел принять распад отношений, замкнулся, начал пить. Желание отомстить Наталье привело молодого человека к поспешному решению уйти от общества и жить в тайге, чтобы девушка поняла, какого мужчину она потеряла. При такой мотивации не могло быть и речи о серьёзной подготовке к выживанию, и парень погиб через двое суток после того, как углубился в лес. В пьесе нет реплик самого Ильи, текст состоит из монологов нескольких человек, которые знали погибшего. Воспоминания Натальи, знакомых Ильи и его сестры переплетаются между собой, постепенно складываясь в связный рассказ о том, как из мелочной злобы, гордости и лжи возникает череда заблуждений, приведшая человека к глупой и страшной смерти. Ольга Строкан. «Просто так» К инфантильному лысеющему мужчине за тридцать по имени Гаврик въезжает квартирантка Алёна. Он работает монтировщиком декораций в театре, она – печёт блины. Он живет в своё удовольствие в двухкомнатной квартире, не заботится о завтрашнем дне и уверен, что жизнь длинна. Она – мечтает найти по объявлению одинокого пенсионера и ухаживать за ним, чтобы перед смертью старик завещал квартиру, и тогда можно будет спокойно родить ребёнка. Боится не успеть до климакса. Алёна остра на язык, Гаврик – младенчески наивен и воспринимает все колкости слишком прямолинейно. Между ними завязываются очень странные отношения: приняв всерьёз ироничное бурчание женщины на тему «убить старика можно и сексом», Гаврик начинает обзванивать все номера из объявлений и предупреждать пенсионеров, чтобы они не рассматривали кандидатуру Алёны, следит за ней. Потом начинает ухаживать, даже предлагает выйти замуж, но позже резко отказывается от своих слов, оскорбляет женщину. Всё это у него получается импульсивно, по-детски, он не стремится переспать с Алёной и не испытывает к ней настоящей злобы. Как только она съезжает с квартиры, Гаврик начинает скучать, пытается вновь найти Алёну. Находит, но женщина прогоняет его. Тогда Гаврик оставляет дверь своей квартиры открытой и на много дней уходит в запой. Заметив, что Гаврик перестал преследовать её и выходить на улицу, Алёна сильно беспокоится за своего странного поклонника и вновь приходит к нему домой. Увидев, что мужчина впал в чёрную тоску и довёл себя почти до полного истощения, став беспомощнее любого старика, Алёна остаётся рядом с ним. Александр Углов. «Листовка» Советский физик Пётр Леонидович Капица вспоминает, как ему удалось убедить сотрудников НКВД выпустить из тюрьмы своего коллегу Льва Давидовича Ландау. Дело учёного не было сфабриковано – он действительно принимал участие в распространении антисталинской листовки. Много лет спустя, в 1978 году, после получения Нобелевской премии, Капица размышляет о событиях 1937-1939, когда начался первый этап их совместной с Ландау работы, принёсшей исследователям всемирную известность. Капица мысленно говорит с коллегой и своей секретаршей. В этой воображаемой беседе – эмоционально напряжённой, но чёткой, связной, без отступлений от основной сюжетной темы – раскрываются не только картины истребления и унижения учёных в 30-е годы, но и два ярчайших ума своего времени: их самозабвенный, до полного невнимания к тяжёлым обстоятельствам интерес к науке, нетерпимость ко лжи, жизнелюбие и юмор. Павел Федоровский. «Случайные наблюдения» Телеоператор Дима и журналистка Маша приезжают в горячую точку и попадают в плен к бандитам. Предводитель бандитов – лейтенант Антон – маньяк, мечтающий о славе. Он заставляет пленников снимать расстрелы, писать тексты для его выступлений на камеру. Лейтенант бесцельно жесток ко всем окружающим и в то же время отечески добр с Ниной – местной блаженной. Лишь эта девушка оплачет его тело, когда Антона застрелит кто-то из подельников, уставших от бессмысленных издевательств над заложниками. После освобождения Маша и Дима долго беседуют друг с другом о том, чем война в жизни отличается от войны на экране. Дима очень болезненно переживает крах своей мечты изменить людей, рассказав им правду о войне посредством кинохроники. Все попавшие в сборник пьесы можно разделить на две неравные категории: «история об одиночестве» и «история о насильственной коллективизации». Даже в бесхитростном «Мышонке-суперсыщике» проскальзывает зловещая тень объединения толпы на ярмарке вокруг ненависти к общему врагу – кошачьей королеве. Это утяжеление композиции ничем не оправдано в рамках пьесы для младшего школьного возраста, но, судя по всему, отражает присущий в наше время многим взрослым страх перед возвращением в повседневный лексикон понятия «враг народа». Текст Виктора Алексеева тоже оставляет очень странное послевкусие – трудно избавиться от впечатления, что автор хотел написать пьесу о ГУЛАГе, но в самый последний момент решил отказаться от прямых политических аллюзий и перенести действие в потусторонний мир. Эта пьеса пропитана даже не страхом, а экзистенциальным ужасом перед безликой бюрократической машиной, для которой даже смерть человека не помеха – она лишь запустит выскочивший из земного механизма винтик по новой, неумолимо-бесконечной траектории. И если в «Случайных наблюдениях» Павла Федоровского существование банды полностью зависит от жизни одного обезумевшего лейтенанта – это всё-таки человек из плоти, его можно застрелить из пистолета, и тогда кошмар закончится, – то в пьесе Алексеева даже смерть Бога ничего принципиально не меняет. На место Создателя придут военные, и дисциплина так и останется превыше гуманизма. Текст, открывающий сборник «Лучшие пьесы 2016 года» – самый герметичный из всех. Он не предлагает ответов, а лишь ставит ребром необычный вопрос: сможет ли человек хотя бы за пределами земной жизни обрести шанс на личное счастье и более не зависеть от воли коллектива? #мышоноксуперсыщик #мышонок_суперсыщик #шсп #школасовеменнойпьесы #еленаколлегова #олегдолин #действующиелица2017 #классмолодойрежиссуры #иосифрайхельгауз #наблагомира http://literratura.org/non-fiction/2242-egor-sidoruk-naydetsya-li-v-rayu-mesto-dlya-schastya.html Опубликовано 23 апр 2017
По данной работе пока нет отзывов

Другие записи

Кошки, мышки и код человечности. Почему так мало хороших детских пьес. Нина Дунаева о спектакле "Мышонок-суперсыщик"

О том, что современные театры испытывают дефицит пьес, а соответственно и постановок, для детей 6-12 лет, говорят и представители театров – завлиты, худруки, и, конечно, сами зрители. Как только ваш ребенок перерастает "Кошкин дом", "Волк и 7 козлят", "Золушку" и прочий, понятный каждому обывателю список, ребенок оказывается в некотором вакууме театрального репертуара.

«Читай и играй!» — премьера спектакля-презентации драматического сборника «ПЛОЩАДКА»

2 марта 2019 года на «Площадке» на Цветном бульваре, 28, стр.1, состоялась премьера-презентация драматического сборника «Площадка», в числе которых пьеса «Мышонок-суперсыщик» Елены Коллеговой, номинанта премии «На благо мира». На вечере был представлен спектакль-презентация по мотивам фрагментов авторских пьес сборника «Площадка», Новосибирск: Академиздат, 2019.